Аристотель, китайцы, Сенека и мы… Ко Дню знаний
Вот как выяснилось в очередной раз, кому же принадлежит последнее слово в пресловутом споре между физиками и лириками…
Все началось с того, что однажды в пору вступительных экзаменов в аспирантуру мне позвонил неизвестный субъект и сообщил следующее: «Читать я не люблю в принципе. Тем более такой бред, как философия… Так что давай обойдемся без домашних заданий…». Я воздержалась от комментариев, и мы начали «репетировать» этот «бред»…
А занятии на четвертом, почесав затылок, мой подопечный-химик бесцеремонно прервал мой августейший монолог словами:
- Я вот что думаю…
Такое заявление показалось мне многообещающим.
- Вот что я думаю…
- И что же?
- Как же им всем плохо жилось, этим ребятам…
(Имелись в виду представители античной философии.)
После двух с половиной часов нон-стоп сцинтизма – антисцинтизма, проблемы метода в философии Нового времени, иррационализма и рационализма, фаллибилизма…и прочих чрезвычайно злободневных проблем я с трудом начинаю припоминать, как же жили современники Аристотеля. У меня возникает несколько ассоциаций. Первая связана с тем, что Платон жил хуже, чем китайцы той же эпохи (это касалось того, что сегодня мы называем «качеством» жизни): если мне не изменяет память, в одной из лекций, разъясняющих, ну что же это, господи, такое – философия (экспрессивное выражение обусловлено неиссякаемым многообразием попыток определения предмета моей славной гуманитарной науки), относительно современный испанский философ Ортега-и-Гассет утверждает: у Платона не было носовых платков. А у китайцев были! Вот как далеко зашли китайцы в своем китайском прогрессе… Вспоминается анекдот о том, что уже весьма умудренный опытом Аристотель таскал на своей шее молодую любовницу... Попутно приходит в голову, что, елки-палки, вилку и штаны придумали скифы… Вот вам и «колыбель западноевропейской культуры» (и сама эта культура, черт бы ее побрал с ее глобальными проблемами и перманентным кризисом): ничего умнее учения об эйдосах и «Органона» с его гипостазисом породить не в состоянии!
- Гм, - протягиваю я, заключая, что любовница на шее - это еще не повод квалифицировать жизнь как тяжелую. – А почему ты так думаешь?
- Ха! От хорошей жизни не придумаешь четыре движущие причины.
- Почему же? – в педагогических целях импровизирую околонаучную дискуссию. – У Аристотеля был досуг - ему не надо было тяжело трудиться.
- При чем здесь досуг? У него могли быть проблемы другого порядка.
И правда: позиция философа всецело определяется его личностью. Если бы Аристотеля не волновали вопросы естествознания, он бы не придумал логику, и разнообразные критерии истинности, чтоб фильтровать познание. Платона же с его ненаучным мировоззрением мало волновало доказательство первичности идеального, что спровоцировало ряд покушений на его пресловутую «бороду».
- А не факт, что именно проблемы инициируют философский и прочий творческий поиск!
- Так, так… Нездоровое безделье породило нездоровые фантазии про Перводвигатель.
«Хорошо, что у них в программе нет «Философских идей в психоанализе». И без них веселуха». Оживление вызывает учение о трех видах удовольствий у Эпикура. Репетируемый требует привести примеры в качестве пояснения достижениям эллинистической мысли. Естественно, это касается только удовольствий «не необходимых» и «противоестественных».
- Жажда власти, тщеславие и прочи-и моральные недуги.
На лице юноши - явное разочарование.
- И все? А садомазо? Какое бедное воображение было у Эпикура!
Итогом наших встреч стало сообщение: «У меня “5”. Гносеология и Аристотель. Поздравляю!».
Месяца через два – на экране моего мобильника высветился не известный мне номер, но, приняв вызов, я услышала знакомый голос:
- Лен, привет. Это Ваня. Извини, что так поздно. Просто нужно по зарез. Помнишь, ты рассказывала, один умник толкнул идею, что судьба непокорного тащит, а покорного ведет. Кто это был?
- Сенека.
- А теперь припомни подословнее. Тут у человека проблема жизненная… хочу помочь словом…
Меня так и подмывало поинтересоваться: «А что a=mc2 не помогает?» и напомнить ему им же установленную корреляцию понятий бреда и философии.
Но я промолчала. Ведь я отнеслась к этому… по-философски.
Оставить отзыв