Блог: Чудеса Света     Текущий раздел: Статьи

Идеальный дворец почтальона Шеваля

На данный момент в мире известно огромное количество дворцов: Эрмтаж, Лувр, Нойшвайнштайн, Мон Сен-Мишель, Мон Плезир… Возведённые каждый в своём неповторимом стиле, они являют собой классические образцы архитектуры различных эпох и различных культур. Каждый из них по-своему уникален, и каждый может претендовать на звание архитектурного чуда. Но среди множества этих великолепных зданий существует одно не похожее на другие. Оно никогда не служило покоями для короля, в нём вообще никто никогда не жил и оно не выдержано в каком-либо архитектурном стиле, так как проектировал его и строил человек весьма далёкий от архитектуры. Тем не менее, среди множества дворцов Земли именно его называют Идеальным.

Во второй половине XIX века в деревушке Отерив департамента Дром, что на востоке Франции работал окружным почтальоном некий Жозеф-Фердинанд Шеваль. Родился он в 1836 году в бедной крестьянской семье (отец его даже не помышлял наскрести 12 франков на налоговый сбор для получения избирательных прав), в одиннадцать лет потерял мать, в восемнадцать – отца, какое-то время был учеником пекаря, затем женился, оставил пекарское дело и поступил в почтовую службу. В 37 лет овдовел, но горевал недолго и через несколько лет женился повторно. Из троих детей в живых у него остался один сын. Читать и писать Фердинанд Шеваль, конечно же, умел, ибо того требовала его работа, но о большем образовании, как и все местные жители, не помышлял (вторая жена почтальона не могла даже поставить подпись под брачным контрактом) и уж тем более он не имел ни художественного, ни архитектурного, ни даже строительного образования.

Жизнь Шеваля, таким образом, ничем не отличалась от жизни земляков, но в 43 года он вдруг непонятно по какой причине стал вести себя странным образом: сторонился людского общества и всё время ходил по округе, внимательно глядя себе под ноги. Если бы кто-то спросил почтальона, о чём он думает, и если бы тот соизволил ответить, то вопрошающий узнал бы, что с недавних пор Шевалю в голову время от времени стали приходить какие-то диковинные видения. Стоило ему закрыть глаза, как перед мысленным взором, словно из тумана поднимались крутые стены с узкими бойницами и венецианскими окнами, а за ними устремлялись ввысь витые башенки, увенчанные, словно минареты, полукруглыми куполами. Они были настолько необычны и ни на что не похожи, что почтальон, чтобы не забыть возникающие в его сознании образы, стал зарисовывать их на подвернувшихся под руку клочках бумаги. А потом, он как-то случайно споткнулся о камень, но вместо того, чтобы пойти дальше своим путём, зачем-то остановился, поднял его и стал разглядывать.

«Я чуть было не упал, зацепившись за какое-то препятствие; мне захотелось узнать, что это было. – писал позже Шеваль в одном из своих писем. – Это был камень причудливой формы, который, удовлетворив любопытство, я положил к себе в карман. На следующий день, я вновь прошелся той стороной, нашёл еще более красивые камни и, собрав их, остался этим очень доволен. Каждый из них представлял из себя мини-скульптуру, странную и невозможную к воспроизведению человеком. И тогда я сказал себе: Если сама природа творит скульптуры, то и я могу их сложить и превратить кладку в архитектурное творение».

Чтобы заниматься реализацией своей мечты без отрыва от службы, Шеваль вставал каждый день до рассвета, разносил почту и возвращался вечером с полными карманами камней. Позже он стал складывать по пути камни в кучки, а вечером, по окончании рабочего дня, заново проходил по всему маршруту, собирал их в тачку и отвозил домой. Иногда ему удавалось привезти за одну ходку до 40 килограмм камней. Наскоро поужинав, почтальон отправлялся в сад за домом – копал, тесал, резал, размешивал штукатурку и возводил каменую кладку, попутно размышляя об архитектуре своего идеального дворца, который, по его мнению, должен был объединить в себе всё самое лучшее и интересное, чего достигла человеческая цивилизация.

Односельчане, конечно же, не могли не заметить чудачеств почтальона. “Супруг у неё чокнутый”, - часто слашала его жена почтальона, входя в деревенскую лавку. Действительно, её можно было только пожалеть – едва ли мадам Шеваль видела много радости от супруга. Но вскоре к “умалишенному почтальону” и его безмолвной жене привыкли и почти перестали обращать на них своё внимание.

“Сумасшедствие” Шеваля длилось тридцять три года. Всё своё время он посвящал возведению этого величественного и в то же время наивного сооружения, не служащего никакой практической цели. В колоннах, башенках, мостиках и фантастических скульптурах из резного камня старый почтальон старался воплотить своеобразно понимаемую им чистую красоту. Он неутомимо свозил на тачке со всей округи подходящие камни, обрабатывал и шлифовал их, скреплял цементным раствором, а потом высекал на стенах своего "Идеального дворца" всевозможные морализаторские надписи. Если ему не удавалось найти камня нужной формы и размера, он обтёсывал его сам, покрывая при этом рисунками. Ежедневная работа землекопа, каменщика, грузчика, каменотёса – в общем от архитектора до подсобника – всё это было совмещено в одном человеке, помощников у Шеваля на протяжении этих тридцати трёх лет не было. В общей сложности его мечта состояла из 35000 мешков извести, цемента, песка и глины, а также десятков тысяч камей – обломков туфа и известняка, принесённых за многие километры, множество раз уложенных, переложенных, изрезанных и обтёсанных именно так, как представлялось ему в бесконечных мечтаниях.

В 1912 году Идеальный дворец был готов – настолько, насколько вообще может быть готова мечта. Он напоминал своим внешним видом одновременно индуистские храмы, буддийские ступы, японские павильоны, барселонский кафедральный собор, парижские и чешские замки – всё одновременно. При этом, по своим габаритам он был весьма скромен: 26 метров в длину, 14 – в ширину в самом широком месте и от 8 до 12 в высоту. Хотя дворец состоит из двух этажей, не считая всевозможных башенок, жилых помещений он не имеет. Это сооружение в принципе не предназначалось для обитания, будучи абсолютно не функциональным, но изначально концептуальным. Одной из тематических концепций дворца было соединение, а точнее – объединение культур разных времен и народов. Архитектурная композиция, скульптурные формы, декор дворца заполнены, если не сказать переполнены отдельными элементами, такими, как узорчатые и витые колонны, эркеры, карнизы, арки, мостики, барельефы. На стенах цветут орхидеи, ползают крокодилы, пальмы склоняются над колодцами, каменный водопад почти струится, похожие на собак олени едят траву, из каменных ваз растут каменные цветы, над которыми парят ангелы и кружатся каменные птицы, из камей и ракушек сделаны люстры.

Главный фасад двора украшен тремя скульптурными изображениями, высеченными из камня персонажами римской, галльской и греческой истории. Это фигуры Цезаря, Верцингеторига и Архимеда. Северная стена посвящена теме Адама и Евы. На других стенах можно видеть персонажей из сказок тысячи и одной ночи, а над арками и на отдельных крупных камнях прочесть надписи – изречения Христа, Будды, собственные мысли Шеваля, начиная с высоких размышлений о Боге и мироустройстве и кончая банальными сентенциями.

Помимо всего прочего дворец имеет два лабиринта и «пещеру Девы Марии». Двадцатиметровый коридор соединяет все эти и многие другие помещения. Четырёхметровая винтовая лестница ведёт на террасу и оттуда дальше – в башни и эркеры.

Глядя на всю эту красоту, невольно начинаешь понимать, что представление Шеваля о мире и его истории не содержало понятий границ эпох или границ между странами. Мир объединен вселенской любовью – вот что следует из общего замысла дворца и из конкретных надписей на его стенах. Есть в этой постройке модели египетской гробницы, ассирийских, античных и индуистских храмов, исламской мечети, средневекового замка, а одна из центральных башен даже напоминает чем-то Белый дом. Правда, всё это лишь отдаленно похоже на оригиналы – ведь, как об этом уже говорилось выше, Шеваль не имел специального художественного или архитектурного образования, но, обладая незаурядным талантом, этот человек стал предвестником нового нетрадиционного, так сказать "внесалонного" искусства – сюрреализма или скорее примитивизма. Дворец Шеваля ассоциируется с работами Гауди, даже по используемой строительной технологии.

Почтальон Шеваль умер в 1924 году. Только ему одному известно, насколько полно он сумел воплотить в жизнь свою мечту. И хотя односельчане до конца жизни считали его чудаком, тем не менее, всегда искренне восхищались его творением. А когда весть о необычном здании разнеслась по всей Франции, и всё больше и больше охочих до диковинок туристов стало посещать эту некогда Богом забытую деревушку, земляки Шеваля чуть ли не возвели его в ранг местного героя, столь удачно прославившего свою родину.

В 1969 году писатель Андре Мальро, бывший тогда министром культуры в правительстве Де Голля, объявил о придании Идеальному дворцу почтальона Шеваля официального статуса исторического пам’ятника Франции. Этому решению способствовали усилия самого Андре Мальро, а также Пабло Пикассо, Андре Бретона, Элиа Казана и других видных деятелей французской и мировой культуры. С тех пор это необычное сооружение стало местом паломничества многочисленных туристов. Впрочем, дворец можно обозревать лишь снаружи, внутри по нему не особенно-то погуляешь. Ведь единственным функциональным помещением там была и есть... небольшая каморка, где мастер хранил свои инструменты.

В настоящее время в деревне Отерив – целиком благодаря творению Шеваля – существуют несколько ресторанчиков и магазин сувениров. Внучатый племянник Шеваля торгует входными билетами во дворец (окружённый ныне высокой стеной) и кока-колой. По коридорам “Идеального дворца” бегают дети, а туристы смеются, поражаясь нелепости строения и мыслям на камнях, уже покрытых мхом. И несмотря на то, что Идеальный дворец возводился своим создателем совершенно бескорыстно, тем не менее, сейчас он приносит потомкам почтальона и казне Франции вполне приличный доход.

Ирина Фурман



Оставить отзыв

Всего отзывов: 2 | Смотреть все отзывыСмотреть все отзывы
Имя
Сообщение
 



Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
 

Блог

Чудеса Света