Таганка

Таганка для меня - особенное место. Это моя родина, здесь я родилась и прожила первые годы своей жизни. Много воспоминаний маленькой девочки до сих пор удивляют моих родителей.
 
- Ты не могла об этом знать. Ты была слишком мала.
 
Но я знаю и помню разные большие и маленькие события, происходившие на Таганке. Помню время, когда по Таганской площади ходили майские демонстрации с красными флагами, помню как я, выбежав со двора, через арку, на Таганскую улицу, встречала свою бабушку, возвращавшуюся с демонстрации. Помню своих подружек, которые жили в доме, рядом с нашим. Хотя их дом и нельзя было назвать домом, скорее лачугой, сараем. Помню, как дворовые мальчишки ходили бить стекла в новом, построенном поблизости, доме, и я, мелкая, бежала вместе сними за компанию.
 
Помню как мой отец, вернулся домой в военной форме после обучения в Минске. В форме я его больше никогда не видела. Мы стояли в комнате у окна и ждали его приезда, а когда отец наконец-то показался во дворе дома, я, засмущавшись, спряталась в другой комнате за кресло-кровать. Там-то он и нашел меня. Моя мама постоянно поражается, когда я ей рассказываю этот эпизод. Я описываю эту встречу в подробностях, и она неизменно удивляется: "Тебе же не было и двух лет! Как ты можешь это помнить?"  

Перед моими глазами пробегает целый калейдоскоп воспоминаний… И вот эти воспоминания детства и придают Таганке такую значимость для меня. На Таганке рождались, знакомились, женились и умирали мои предки. Многие из них похоронены на Калитниковском кладбище.
 
На Таганке  познакомились и поженились мои прабабушка Александра и прадедушка Василий. К сожалению, уже не узнать как они познакомились, но доподлинно известно, что и семья моей прабабушки, и семья моего прадедушки жили на Таганской (тогда еще Семеновской) улице.

 

Моя прабабушка Александра жила в доме № 14/16 по Семеновской улице, а прадедушка Василий - в доме на пересечении Пустой улицы и Гендрикова переулка. Точный адрес прадедушкиного дома - Пустая (Марксистская) улица, дом 21.
На Таганке познакомились и мои бабушка Зина, дочка Александры и Василия,  с дедушкой Сергеем. 

  
Тогда,  летом 1943 года, дедушка Сергей вернулся в Москву после выполненного задания в партизанском отряде. Он приехал вместе со своим другом по партизанскому отряду в гости к сестре друга, которая жила в Пестовском переулке, дом № 3.

Но женщины не оказалось дома, и соседка предложила подождать сестру у нее. Там то, на комоде у соседки, дедушка Сергей и увидел фотографию моей бабушки, племянницы соседки.

Вечером, после работы моя бабушка зашла к своей тете, узнать как у нее дела, там то она и увидела Сергея. Он пригласил ее в кино, а она легкомысленно отказалась, сказав, что уже идет в кино с друзьями. Вечером, возвращаясь домой, бабушка заходит в подворотню нашего дома, а там стоит дедушка Сергей с цветами… 

Зимой, в декабре 1943 года дедушка и бабушка поженились…  

Фотография с сайта moskva.com. Удивительно, искала старые фотографии Таганки, и вдруг совершенно случайно открыла эту фотографию...! Видимо, очень хотелось ее найти!  
  
   (Пестовский пер., д. 3, 2007 год)

Под впечатлением истории, рассказанной бабушкой, приезжаю в Пестовский переулок. Справа и слева от дома № 3 новые пятиэтажные особняки, а сам дом № 3 стоит весь в лесах - все внутри уже голо, но фасад пока цел, закрыт зеленой сеткой.

Таким я увидела этот дом 2 августа 2007 года.  В доме полным ходом шли строительные работы. Внутри дома видны лишь перекрытия этажей. Зияющая пустота дома явилась еще одним свидетельством уходящего времени. Нетронутым пока остается фасад, но и он в скором времени будет обновлен и вписан в новый стиль Пестовского переулка...

 С.К. Романюк в книге "По земелям московских сел и слобод" так описывает этот дом:
"В конце XIX - начале XX в. в этих исконных купеческих местах стали появляться вестники нового строительства - большие доходные дома. Так, напротив дома Елагина в 1911 г. домовладелец, крестьянин Владимирской губернии М. Т. Жаров возводит четырехэтажный дом (N 3) с всякими украшениями, среди которых гордо восседает... орел с распростертыми крыльями (архитектор С. М. Жаров)." 

 
Но, возвращаясь к истории нашей семьи...
 
Через год,  на Таганке, в роддоме в Шелапутинском переулке, родилась моя мама. В том же роддоме, спустя 20 с небольшим лет,  родилась и я… 
 
(Шелапутинский пер. д. № 3. Бывший роддом им. Клары Цеткин, а изначально - Морозовская богадельня, построенаня в 1889-1890гг. по проекту М.И.Никифорова на средства Д.А.Морозова) 

 
Наш дом на Таганке стоял рядом с Церковью Николы в Студенцах. Двор, в котором стоял наш дом на улице Таганская д. 14/16, сломали, на его месте сейчас стоит огромный, страшный жилой дом.


Таганку продолжают ломать и сейчас… 


 
А церковь Николы в Студенцах уцелела. Церковь  -  единоверческая.

 
Со старообрядцами в Москве произошла приблизительно та же история, что и с тамплиерами в Португалии. После раскола церкви на старообрядцев начались гонения, их притесняли, заставляли принимать новую веру. Многие старообрядцы ушли в малонаселенные районы, в леса, где строили свое жилье, со многими расправлялись. В Москве было все тоже самое вплоть до эпидемии чумы 1770-71 годов. За огромный вклад в спасение Москвы от чумы Екатерина II сначала разрешила построить старообрядцем свои церкви в Рогожской слободе, рядом с Таганкой, а затем там поселились и сами старообрядцы. Этот район Москвы до сих пор носит название Рогожский поселок.
Название Рогожской слободы дала Рогожская ямская застава, откуда начинался путь до села Рогожи (сейчас это подмосковный Ногинск). 


 
«…с разрешения графа Г.Г.Орлова, командированного в Москву для организации борьбы с чумою,  старообрядцам , приемлющим священство, было отведено место за  Рогожской   заставой , направо от Владимирского шоссе, в поле. Там прежде всего были погребены в братской могиле старообрядцы, умершие от чумы; затем, по прекращении чумы, там осталось общее старообрядческое кладбище, и с разрешения императрицы Екатерины II были выстроены один за другим два храма, летний и зимний, построен богаделенный дом, и образовался постепенно целый старообрядческий поселок.»

Путеводитель "По Москве. Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям" Под редакцией Н.А.Гейнике, Н.С.Елагина, Е.А.Ефимовой, И.А.Шитца. Москва, изд. М.и С.Сабашниковых, 1917 г.

Чем же так помогли старообрядцы, что им было разрешено спокойно селиться на этой территории и даже строить свои церкви? Мало кто знает, или задумывается над тем, что очень многие наши богатейшие купцы были, в общем-то, старообрядцами. Знаменитые и известные рода Морозовых, Кузнецовых, Рябушинских, Шелапутиных Хлудовых, Солдатенковых, Громовых, Кокоревых  и многих других…

Именно они тогда, в ту дикую чуму, дали деньги и строили в Рогожской заставе и больницы, и богадельни. На их деньги оплачивался труд врачей, лекарства, происходили захоронения умерших по всей Москве во время чумы. И как великая милостыня за вклад в спасение Москвы от чумы и была дарована Екатериной II эта земля для поселения старообрядцев, их перестали притеснять и официально примирились с их верой.


Еще немного о вере, религии. Один интересный факт. Именно старообрядцам мы обязаны тем, что остались сохранены для истории древнейшие иконы XV-XVII веков, представляющих сейчас огромную ценность.  А всему виной явилось собирательство старообрядцев, поиск по всей России «правильных» икон для совершения богослужения. Икон, писаных до раскола церкви.
Конечно же, ценителями и собирателями икон стали богатейшие купцы-старообрядцы – Остроуховы, Морозовы, Рябушинские.


Выше я писала о том, что родилась в Шелапутинском переулке. Переулок назван так в честь богатейшего староверческого купца Шелапутина, который внес огромный вклад в развитие Москвы. Но, в отличие от Морозова, о котором мы все знаем из истории, революционерам не помогал, потому и имя его не такое известное.

(Шелапутинский пер. д. № 3. Бывший роддом им. Клары Цеткин, а изначально - Морозовская богадельня, построенаня в 1889-1890гг. по проекту М.И.Никифорова на средства Д.А.Морозова) 

 

Вот что пишут в "Истории русских родов"   о П.Г.Шелапутине:
«В память своего сына Бориса им пожертвовано 500  000 рублей на устройство женской учительской семинарии в Филях, где будут приготовляться учительницы для преподавания в сельских школах наиболее распространенных в русском народе кустарных производств. На фабрике Балашинской мануфактуры Павлом Григорьевичем пожертвовано более 60 000 рублей на постройку дома призрения престарелых рабочих, где содержится 40  стариков, 40 старух и столько же сирот. Им выстроен и пожертвован Братолюбивому обществу дом, в котором находится 53 дешевых квартиры, а также при имении в  Филях выстроена богадельня для старух и приют для круглых сирот, исключительно убогих и слепых крестьянского сословия. Педагогическому институту его имени пожертвована им библиотека, содержащая в себе сочинения, представляющие собою большею частью уники. При  Александровской гимназии в Ялте Павел Григорьевич выстроил церковь, где состоял старостою. Помимо того, он состоял старостою при Шелапутинской гимназии в  Москве.
Всех пожертвований на просветительные и благотворительные учреждения родины сделано им на сумму свыше трех миллионов рублей

Музыкальная школа, построенная на деньги еще одного старообрядца - Н.А. Алексеева, в 1885-1893 гг. бывшего городской главой г. Москвы, он был двоюродным братом К.С.Станиславского.

Для сравнения можно привести документально подтвержденные суммы пожертвований известнейшей семьи Морозовых:

«Общая сумма пожертвований Сергея Тимофеевича <Морозова> городу составила более 200 тыс. руб. (не считая недвижимости для Старо-Екатерининской больницы)…
Более 463 тыс. руб. пожертвовал Московскому городскому общественному управлению Викула Елисеевич Морозов (1829 - 28.10.1894), в том числе, 10 000 руб. на призрение душевнобольных в 1889 г., 20 000 руб. на призрение душевнобольных в Алексеевской психиатрической больнице в 1890 г., 30 000 руб. на призрение душевнобольных в 1891 г. Эти пожертвования употреблялись с 1890 г. на постройку Алексеевской психиатрической больницы.
Безусловно, крупнейшим пожертвованием стал капитал в 400 тыс. руб., перешедший к муниципальному управлению Москвы по духовному завещанию Викулы Елисеевича в 1898 г. и предназначенный на устройство городской детской больницы, которая бы увековечила имя самого филантропа. Эта больница на 340 кроватей, история которой подробно описана в ряде изданий, строилась в 1903-1905 гг. и была открыта в 1905 г…
 Еще одним значительным филантропом (ныне почти забытым) являлся Константин Васильевич Морозов (ок.1852 - 24.12.1900), по духовному завещанию которого в 1904 г. городскому общественному управлению поступило 180 тыс. руб. на приобретение и ремонт здания для ночлежного дома»

Г.Н. Ульянова "Морозовы и московская благотворительность"

Но вернемся к церкви Николы в Студенцах. Построена церковь была в 1672—73 или в 1699—1702 в центре Семёновской слободы, располагавшейся вблизи Таганских ворот Земляного города. 
 
Церковь называется "в Студенцах", или раньше еще говорили "что на Студенце". За церковью от Таганской улицы шел перелок - Студенецкий (сейчас это переулок Маяковского), то есть у колодца со студеной водой; "здесь был обширный и глубокий колодец с чрезвычайно холодной водою, единственный в этом околодке"  - писал исследователь московских названий А. А. Мартынов.

 

(Продолжение следует...)



Оставить отзыв

Всего отзывов: 7 | Смотреть все отзывыСмотреть все отзывы
Имя
Сообщение
 



Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
 

Блог

Бегущая по волнам

Никакой ветер не бывает попутным, если ты не знаешь, куда плывёшь.