Монументы на горе Рашмор

Только лишь став на путь цивилизации, человек стал задумываться о непостижимости размеров окружающего мира и в скором времени рискнул подражать величию природы, предприняв попытку самоутвердиться через гигантские памятники архитектуры. Так появились Египетские пирамиды, величественный Сфинкс, Колосс Родосский, Вавилонская башня, устремлённые ввысь громады готических соборов, американские небоскрёбы… Не сложно заметить, что человечество не избавилось от гигантомании и по сей день. Можно сказать, она у нас в крови, и мы ужасно гордимся, если нам удаётся сделать что-то "самое большое", даже если это "что-то" совершенно бесполезно. Однако в большинстве случаев, созданные гением человечества гигантские сооружения, несут высокохудожественную нагрузку. Именно таким памятником, претендующим на звание чуда света, являются изображения лиц четырех президентов Соединенных Штатов Америки, высотой почти в 19 метров, высеченные в граните горы Рашмор.

Гора, на которой в начале XX века начались работы по созданию барельефов президентов, изначально носила неблагозвучное имя "Бойня". Она была переименована в 1880 при следующих обстоятельствах: нью-йоркский адвокат Чарльз Рашмор объезжая эти места по поручению владельца шахт, поинтересовался у проводника названием горы. Проводник, чтобы польстить важному господину, сказал: «У этой горы имени нет, но с сегодняшнего дня она будет зваться горой Рашмор". В 1920 году это имя было официально утверждено географическим Реестром США.

Идея создать грандиозный монумент, вырезанный прямо в скале, пришла в голову историку из Южной Дакоты Доану Робинсону. Уж очень ему хотелось, чтобы в его родных местах – Блэк Хиллз (Чёрных горах) появилась своя достопримечательность для туристов. Изначально Робинсон предполагал запечатлеть на нескольких скалах, именуемых Иглами, портреты наиболее знаменитых представителей американского Запада – генерала Джорджа Армстронга Кастера, Баффало Билла Коди, Льюиса и Кларка, а также индейского вождя Красное облако и ещё нескольких местных героев. Отлично сознавая трудоёмкость и дороговизну проекта, его автор начал поиски спонсоров и в скором времени познакомился с сенатором Питером Норбеком. Этот увлекающийся человек по достоинству оценил патриотические намерения историка и пообещал выделить необходимую сумму денег. Теперь Робинсону оставалось только найти подходящего скульптора. После недолгих поисков он остановил свой выбор на Гатсоне Борглеме.

Это действительно был неординарный скульптор. Его идеи были так же необычны, как и его имя. Полностью его звали Джон Гатсон де ла Мот Борглем. Он родился в 1871 году неподалёку от Беар Лэйк (штат Айдахо) в семье резчика по дереву. За несколько лет до его рождения родители Гатсона, принадлежавшие к секте мормонов, вняли призыву своего пророка Бригема Янга о переселении всех мормонов в Новый Свет, и, оставив родную Данию, перебрались в США.

Художественное дарование у Борглема проявилось ещё в раннем детстве, когда он помогал своему отцу вырезать на деревянных досках орнаменты, а то и целые композиции из цветов или животных. Именно это занятие и определило его призвание на всю оставшуюся жизнь. Сначала юноша закончил католический интернат ордена иезуитов в Ксавьер (штат Канзас), затем учился в Художественной школе Сан-Франциско, а с 1890 года продолжал обучение в Париже, где познакомился с великим скульптором Огюстом Роденом, который оказал большое влияние на становление молодого таланта.

К моменту, когда Борглем получил предложение Робинсона, у него уже был опыт подобной работы: в 1915 году в штате Джорджия он руководил созданием мемориала героям Конфедерации, история сотворения которого содержит очень много любопытных деталей. Изначально проектировалось создание на северной стороне горы Стоун Маунтин громадной головы Роберта Э. Ли. Борглем, внимательно осмотрев гору, предложил сделать еще более масштабный барельеф: в скале длиной в полкилометра вырезать марширующую пехоту и кавалерию армии конфедератов, а верхом на конях – Ли, Джексона и Джефферсона Дэвиса. Однако руководители проекта отклонили столь смелый замысел, поэтому Борглему пришлось приступить к работе над барельефом генерала Ли. Создание мемориала финансировалось возрожденным «Ку-Клукс-Кланом», и так уж получилось, что постоянное общение с идеологами этой организации подтолкнуло Борглема к вступлению в их ряды.

Из-за Первой мировой войны работы над созданием барельефа начались только в 1923 году. Прогремели первые взрывы, сотни тонн породы были отделены от горы, остальное надо было дорабатывать зубилом и молотком. Довольно быстро Борглем закончил голову генерала, но его отношения с заказчиками неожиданно испортились. Тогда, несмотря на завершающую стадию работ, «Ку-Клус-Клан» уволил строптивого скульптора и заменил его другим. В гневе Борглем взорвал результаты восьмилетнего труда и, спасаясь от преследования, сбежал на юг. К счастью ему удалось оторваться от преследующей его полиции штата Джорджия. Приют он нашёл в Южной Дакоте, где в августе 1924 года его и нашёл Робинсон.

Приехав в Блэк Хиллз и ознакомившись с замыслом местного историка, Борглем сразу же решительно отказался от его воплощения, заявив, что не собирается в самом значимом монументе своей жизни изображать «локальных» героев. Настаивая на том, что памятник должен иметь общенациональное значение, он предложил увековечить в граните четырех наиболее знаменитых американских президентов: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна, причём не на отдельных скалах, а на массивной поверхности одной единой горы. По его мнению, это должно было олицетворять единство рождения, расширения, сохранения и развития Соединенных Штатов Америки, поясняя это так: рождение американского государства было бы невозможно без усилий Джорджа Вашингтона; Томас Джефферсон сделал очень многое, как для политического развития страны, так и для расширения её территории; Авраам Линкольн сохранил единство страны, не допустив отделения Конфедерации южных штатов, а также сделал первые шаги к установлению расового равноправия; Теодор Рузвельт превратил США в одного из мировых лидеров. Впрочем, некоторые близко знавшие Борглема люди утверждали, что он отдал предпочтение Рузвельту, потому, что считал выполнение его очков особенной художественной смелостью. Именно такой замысел, как он считал, был ему по плечу. Робинсон одобрил новый план, поразившись его масштабности, и совместно со скульптором отправился искать подходящее для монумента место.

Отмотав немало километров по Черным горам, Борглем остановил свой выбор на гранитной громаде Рашмор высотой 1700 метров. Она была повернута к юго-западу, а это означало, что солнце должно было освещать головы президентов практически целый день.

К середине 1925 года все формальности в связи с созданием нового памятника уладили, штат выделил деньги на постройку дороги для привлечения туристов, и в октябре того же года был заложен, а правильнее было бы сказать, отбит "первый камень". На тот момент Гатсону Борглему исполнилось 54 года, и весь остаток жизни он ничем другим не занимался. Это был невысокий лысый человек, на редкость жизнелюбивый и патриотически настроенный, но работать с ним было чрезвычайно трудно. Как руководитель он был справедливый, но требовательный, а помимо этого очень любил внимание прессы. Он демонстрировал журналистам великолепно выполненные эскизы будущего памятника, его уменьшенную модель, охотно позировал с зубилом и молотком на фоне горы, покрытой шаткими лесами на которых трудилось около 400 собранных со всей округи рабочих.

Важнейшим событием в создании данного монумента, вначале не избалованного общественным вниманием, стало решение действующего президента Кальвина Кулиджа провести летом 1927 года пару недель в Блэк Хиллз. Кулиджу настолько понравилось в Южной Дакоте, что несколько недель превратились в три месяца, в ходе которых он успел побывать на месте создания барельефов. Именно благодаря тем трём месяцем, что провел президент в Чёрных горах, проект получил дополнительную федеральную поддержку.

Несмотря на энтузиазм, с которым работал Борглем и с которым он подгонял каменотёсов, работы над созданием памятника всё время прерывались то из-за недостатка денег, то из-за плохой погоды. Тем не менее, уже в 1930 году состоялась церемония открытия головы Джорджа Вашингтона. В 1935 году были намечены основные контуры других голов. Тогда же, первая леди страны Элеонора Рузвельт, ратуя за равные с мужчинами права женщин, потребовала от Борглема создания пятой фигуры, представляющей женщин Америки. Но скульптор отговорился тем, что для этого на горе не хватит места.

В 1936 году в центре композиции появилась гордо поднятая голова Томаса Джефферсона. Всего через год после этого можно было лицезреть лик Авраама Линкольна. А в 1939 году завершились работы над монументом Теодора Рузвельта. До окончательного завершения оставалось лишь немного подкорректировать мелкие детали памятника, такие, как элементы костюма Вашингтона и причёски Линкольна. На это ушло ещё два года. Таким образом, в течение 16 лет с помощью динамита, зубил и молотков было создано то, что сейчас может по праву считаться гордостью Соединенных Штатов – национальный мемориал Маунтин Рашмор.

К сожалению, Гатсону Борглему не было суждено довести дело своей жизни до конца – он умер в марте 1941 года. Его сын Линкольн Борглем продолжал некоторое время вести работы, пока финансирование вовсе не прекратилось. Создание этого чуда, как подсчитали позже, обошлось казне США без малого в один миллион долларов.

Сейчас скульптурная композиция на горе Рашмор привлекает огромное количество туристов со всей территории США и различных стран мира. Именно этого результата надеялись добиться Гатсон Борглем, Доан Робинсон и Питер Норбек. Помимо привлечения туристов этот памятник не один раз использовался Голливудом в качестве места съёмок. Те, кто видел фильмы Альфреда Хичкока 1959 года «К северу через северо-запад», помнят, конечно, сцену, где Кери Грант и Эва Мари Сент с огромными усилиями карабкаются по этим лицам, по их гигантским ушам и носам.

Справедливости ради следует сказать, что недалеко от горы Рашмор есть другая не менее грандиозная высеченная в скале фигура. По эскизу, которой подготовил Корчак Циолковский, каменотёсы запечатлели в граните великого вождя американских индейцев по имени Бешеная Лошадь – обнажённый до пояса, он сидит верхом на коне. Высота этой фигуры 172 метра, ширина – 195 метров. Этот памятник также имеет свою, не менее захватывающую историю. В 1939 году, когда работы над головами президентов в Блэк Хиллз уже завершались, словно в противовес этому проекту, вожди племени Сиу обратились к Циолковскому с просьбой создать нечто подобное, но в честь их народа: «Чтобы доказать, что и среди краснокожих были великие герои». Никто не знает, чем индейцы расплатились за свой заказ, но доподлинно известно, что скульптор до самой смерти работал над этим произведением и оставил подробный план его осуществления.

Блэк Хиллз – священное для племени Сиу место и правительство Соединённых Штатов подтвердило в 1868 году специальным договором, что так оно и будет, «покуда текут реки и растёт трава, а на деревьях появляется листва». Но срок договора власти США всё-таки нарушили. Когда в 1874 году рядом с Френч Крик геологи обнаружили залежи благородного металла, туда помчались золотоискатели, и коренным жителям Американского континента пришлось оборонять свою священную землю. Поначалу перевес сил был на их стороне, индейцы под предводительством Сидящего буйвола, Бешеной Лошади и других вождей одержали большую победу при Литл Бигхорн, до последнего человека уничтожив кавалерию генерала Джорджа Армстронга Кастера. Но, в конце концов, свою освободительную войну они проиграли. С тех пор Блэк Хиллз стал землёй бледнолицых захватчиков. Интересно и то, что по странной иронии судьбы памятник Бешеной Лошади находится буквально в нескольких километрах от города, названного в честь генерала Кастера.

Ирина Романова



Оставить отзыв

Всего отзывов: 0
Имя
Сообщение
 



Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
 

Наши блоги

Ласточкин

Если долго идти, обязательно куда-нибудь придешь. Л.Кэрролл...

Mariya

"Даже путь в тысячу верст начинается с одного, самого первого, шага"......

Silver Puma

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет,...