Колосс Родосский

Колосс Родосский до сих пор остается символом самой величественной статуи в мире. Хотя современных людей его размеры давно уже не удивляют. Что такое 30-40 метров? Сейчас известны изваяния и поболее. Но отнюдь не величина возводит Родосского Колосса в ранг чуда. Гораздо примечательнее история создания этого уникального произведения древности.

К нынешнему дню от античного городка Родос, расположенного на одноименном острове, осталось очень мало: остатки храма, главной площади, нескольких общественных зданий, театра и стадиона. Но в свое время этот город был известен далеко за пределами Средиземноморья. Во времена упадка таких выдающихся центров греческой культуры, как Афины и Эфес, Родос сосредоточил в себе лучшие достижения науки и искусств. Пожалуй, лучше всех описал этот остров древнегреческий автор Филон: «Остров Родос лежит в бескрайнем море. В давние времена, когда он был еще погружен на дно, вынес его Гелиос на поверхность земли и попросил у богов для себя. Тут и стоит колосс высотой в 70 локтей, созданный по подобию Гелиоса, блистающий бог Солнца, который светит и бессмертным богам, и смертным людям. Скульптору понадобилось для него столько меди, что не хватило запасов, и пришлось помогать медным рудникам всего света. И не потому ли Зевс осыпал родосцев таким богатством, чтобы в честь Гелиоса они поставили статую высотой от земли до неба?»

Действительно именно в этом городе стояла некогда самая высокая статуя в мире – Колосс Родосский. За многие века легенды и правда о ней так перемешались, что с большим трудом удается отделить одно от другого. Хотя Родосского Колосса описали многие античные авторы, тем не менее, ни один из них не видел его стоящим. Не существует единогласия и относительно его размеров. Летописные источники приводят различные сведения о его высоте. Наименьшая из них – 30-35 метров; наибольшая – более 70 («…даже самые крупные корабли в сравнении с ним выглядели игрушечными».)

Долгое время предметом споров служила и поза Колосса. Голландец Мартин ван Хеемскерк, живший в XVI веке, изобразил его медно-красным гигантом, держащим над головой чашу с раскаленными углями. Стоял он у входа в порт таким образом, что упирался ногами в две противоположные дамбы гавани, и шедшие к Родосу корабли проплывали под ним. Зрелище, конечно же, величественное, но маловероятное. Известно, что ширина входа в порт Родоса между дамбами достигала 300 метров, и если произвести несложные подсчеты, то высота Колосса в этом случае должна была бы равняться приблизительно 1000 метрам. Разумеется, статуя такого размера существовать не могла.

Согласно Филону, Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого сверкающего мрамора. В вытянутой руке он держал факел, и когда его зажигали, тот служил маяком. Но как выяснилось позже, Филон также погрешил против истины. Он ведь тоже не видел Колосса стоящим.

И только в XX веке историки выяснили, как же на самом деле выглядел Колосс Родосский. Удалось также восстановить историю его возведения. Все началось с того, что в III веке до нашей эры на Родос напал Деметрий Полиоркет – сын правителя Передней Азии и Сирии. Подойдя со стороны моря, его многочисленная армия неоднократно пыталась захватить город, но он был хорошо укреплен, да и родосцы оказали достойное сопротивление. В той войне Полиоркет использовал осадные машины, оборудованные по последнему слову военной техники того времени. Гордостью осаждающей армии являлась гелеополида – высокая передвижная башня с перекидным мостом, таранами, катапультами и многочисленными площадками для десанта. Ее тоже можно было считать в некотором роде чудом, так как тяжелую, обитую железом конструкцию приводили в движение три тысячи четыреста воинов. Но, несмотря на все технические ухищрения завоевателей, родосцы в этой войне выстояли. Им удалось выдержать не только натиск превосходившей по силе и численности армии, но и длительную осаду. Захватчикам ничего не оставалось, как отказаться от своих планов и отбыть восвояси.

Покидая остров, Полиоркет бросил на берегу огромную гелеополиду, так и не выполнившую своего предназначения. Она-то и принесла городу не только выгоду, но и славу. Как только корабли завоевателей растаяли за горизонтом, купцы, собравшиеся в Родосе, предложили купить гелеополиду «на металлолом», предлагая за железо триста талантов – сказочную по тем временам сумму. Железные листы с осадной машины были сняты, а ее огромный каркас так и остался стоять на месте.

Мысль о том, чтобы увековечить память об избавлении Родоса впервые появилась у его обитателей весной 304 года до нашей эры. Имя человека, которому пришла идея на деньги, вырученные от продажи металла, возвести статую Гелиоса – покровителя этого города, история не сохранила, но то, что его предложение не встретило в родосском народном собрании единодушия, является достоверным фактом. Некоторые утверждали, что незачем тратить деньги попусту; другие – что Гелиос будет оскорблен, «когда напротив солнца взойдет новое солнце», третьи и вовсе злословили, будто такая большая статуя непременно рухнет, а ее падение одновременно ознаменует и падение Родоса. Но большинством голосов предложение было все-таки принято и оставалось лишь найти того, кто превратит этот фантастический замысел в жизнь.

Решение столь непростой задачи поручили скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Он долго раздумывал, какую позу придать фигуре Гелиоса, так как в классическом изображении, его рука, держащая факел, вытянута вперед. Однако Харес, отлично понимал – изваяние не удержится, если изобразить его именно в таком положении. После долгих раздумий он решился на нарушение канонов и изобразил бога стоящим в полный роста с левой рукой поддерживающей у бедер покрывало, а правой приставленной ко лбу, как если бы он вглядывался вдаль. Голову статуи украшал венец из расходящихся в стороны лучей.

Другим гениальным решением Хареса было то, что он использовал три столба брошенного остова гелеополиды, как основу для ног и ниспадающего до земли покрывала. Таким образом, Колосс имел три точки опоры, что придавало ему повышенную устойчивость. На уровне пояса и на высоте плеч столбы соединили поперечными балками, укрепили на этой жесткой конструкции железный каркас в форме человеческой фигуры и покрыли его сверху чеканными листами бронзы. Все эти работы провели на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме.

Из-за громадных размеров собирать Колосса приходилось по частям. Сначала отлили и установили гигантские ступни, затем над ними постепенно устанавливали другие части тела. Но во время строительства даже сами рабочие не видели творение своих рук. Как только на каркас прикрепляли очередной пояс бронзовых листов, вокруг Колосса подсыпали окружающую его земляную насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. Статуя росла, и вместе с нею рос земляной холм.

Через 12 лет упорного труда на голове врытого в холм Гелиоса укрепили последний луч венца. На этом сборка его завершилась. Достаточно быстро земляной холм срыли и родосцы наконец увидели своего бога-покровителя. Сверкающий как само Солнце, он был хорошо заметен за много километров от острова, и вскоре молва о нем распространилась по всему античному миру.

Благодаря Колоссу Родос приобрел мировую известность. Обратили на него внимание и властители других держав. Кто, испытывая чувство гордости, а кто и банальную зависть. Согласно легенде, император Нерон повелел перенести статую с одного места на другое, убрать голову Гелиоса и взамен укрепить его собственную, отлитую в бронзе. А после него это же повторил император Коммод. Однако документальных подтверждений этот факт не имеет. Хотя Родос и в самом деле был близок Нерону, там он провел свою молодость и начинал карьеру, но на его главную достопримечательность безумный император не покушался. Однако, как говорится, дыма без огня не бывает. Уже в XIX веке выяснилось, что в этой истории фигурировала совсем другая статуя, правда, почти не уступающая по размерам Родосской, которую изваял скульптор Зенодор, намеренно придав чертам ее лица сходство с Нероном. Отлитая из бронзы и позолоченная скульптура, достигала в высоту почти 30 метров. Стояла она вблизи римского Колизея. И лишь после позорной смерти Нерона ее объявили статуей Гелиоса. К настоящему времени эта гигантская статуя не сохранилась. О том, что с ней стало, также ничего не известно.

Жизнь Родосского Колосса также оказалась недолгой. Уже через полвека (некоторые исследователи называют более точную цифру – 66 лет), в 225 году до нашей эры на территории острова произошло сильное землетрясение. Город основательно пострадал. Статуя Гелиоса также не устояла. Наиболее уязвимым ее местом оказались колени – в них она сломалась и рухнула на землю.

Родос со временем отстроили. Пытались поднять и Колосса. В хрониках сохранились сведения о благородных попытках соседей помочь родосцам в этом предприятии, в частности, Египет прислал несколько сотен талантов меди и бригады квалифицированных мастеров. Но повторить замысел Хареса никому так и не удалось. Колосс так и остался лежать на берегу бухты. Поверженного гиганта видел Плиний Старший, приезжавший туда в I веке нашей эры. Плиния больше всего поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи. «И лежащий, – как писал Плиний, – он все еще поражал воображение и считался чудом».

Поверженный силами Земли гигант постепенно обрастал патиной и легендами. В рассказах очевидцев он казался куда большим, чем был на самом деле. Так продолжалось более тысячи лет, пока в 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник Муавия, будущий халиф Дамаска, завоевал Родос и продал остатки Колосса некоему купцу из Эдессы. Как свидетельствует византийский историк XII века Зонар, купец снял со статуи бронзовые листы и, нагрузив металлом 900 верблюдов, отвез его на переплавку. Так погибло еще одно из семи чудес света.

В заключение следует сказать, что наиболее достоверно Колосса Родосского изобразил Сальвадор Дали. Но и он, очевидно, подчиняясь общему побуждению, также значительно преувеличил размеры статуи. Впрочем, настоящий художник имеет право на вымысел. На приведенной здесь иллюстрации вы можете видеть эту картину.

В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда. И даже предлагают проекты. По одному из них Колосса Родосского предлагается отлить из алюминия, а в его полой голове устроить бар для туристов.

По материалам Игоря Можейко



Оставить отзыв

Всего отзывов: 1 | Смотреть все отзывыСмотреть все отзывы
Имя
Сообщение
 



Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
 

Наши блоги

Ласточкин

Если долго идти, обязательно куда-нибудь придешь. Л.Кэрролл...

На парашюте

«Мир был ещё таким новым, что многие вещи не имели названия, и на них приходилось показывать пальцем.» Габриэль...